О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ И МЕНЕДЖЕРАХ…
Предприниматель.
Менеджер
Предприниматель
Термин «предпринимательство» был введен еще в 18 веке французским
экономистом Кантилоном и означал «инициативную самостоятельную
деятельность граждан, направленную на получение прибыли или
личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх
и риск и под свою имущественную ответственность».
В практически неизменном виде это определение верно и сегодня.
Предприниматели действуют на стыке бизнес-идей с правовой
средой, экономической ситуацией, политической конъюнктурой
и этическими нормами. Отличие состоит в том, что предприниматель
по духу и стилю работы может действовать не только от себя,
но и от имени компании на страх и риск ее акционеров.
По М.Веберу существуют два типа предпринимателей – рациональный
и авантюрный. Первый базируется на этике (часто говорят «на
протестантской или капиталистической этике») и ориентируется
на гарантированную прибыль в будущем. Второй действует по
принципу «не обманешь – не продашь», стремясь к сиюминутному
выигрышу. К сожалению, большинство наших новых предпринимателей
относится ко второму типу, и это сформировало негативный оттенок
в восприятии самого слова. Однако в большой бизнес имеют шанс
попасть только рациональные предприниматели.
Предпринимательство - это качество, на котором основывается
любой бизнес на первом этапе своего развития. В «Психологии
бизнеса» приведен список требований к предпринимателю в алфавитном
порядке: адаптивность, активность, вера, воля, воображение,
гибкость, деловитость, жизнелюбие, изобретательность, индивидуализм,
инициативность, интуиция, контроль, находчивость, новаторство,
образованность, оборотистость, оптимизм, ответственность,
поиск новых решений, практичность, предприимчивость, самокритичность,
свобода распоряжения средствами, склонность к риску, смелость,
способность развиваться, умение контактировать с людьми, умение
планировать.
Приходится признать, что в жизни такой набор качеств можно
найти исключительно редко. Чаще всего мы видим житейскую «предприимчивость»,
которая с бытовых свершений переносится в бизнес и помогает
заработать на недорогую машину и встроенную кухню.
Звездный час истинных предпринимателей наступает во времена
перемен: технологических революций, политических катаклизмов,
массовых потребительских истерий и т.п. Тогда начинают говорить
о «витающем в воздухе духе предпринимательства».
Главная движущая сила предпринимателя – использование открывающихся
возможностей. Для него характерно революционное восприятие
действительности, ориентированное на результат. Однако, привычка
действовать в условиях риска часто приводит к сужению горизонта
планирования и ограничивает круг факторов, учитываемых предпринимателями
при принятии решений.
При использовании ресурсов многим предпринимателям приходится
изобретать новые возможности их экономии и проявлять всевозможную
гибкость.
Наконец, предпринимателям необходимо постоянно следить за
сохранением своих прав собственности, за стремлением сотрудников
к независимости и удерживать контроль над ситуацией.
Но как только дело начинает стабилизироваться и появляются
свободные ресурсы, большинству предпринимателей становится
скучно и они начинают искать новые возможности для новых подвигов
на ниве бизнеса.
В начале пути многих предпринимателей не было ничего сверхъестественного
и особенно героического. Просто они, во многом под давлением
обстоятельств, так или иначе сделали первый шаг, который повлек
за собой последующие действия. Вы можете найти множество подтверждений
этому, присмотревшись к предыстории успешных компаний.
Австралийский экономист Э. Смит проанализировал возможности
открытия своего дела "с нуля", опираясь исключительно
на хобби или элементарные знания. В результате только в сфере
услуг он насчитал 27 вариантов бизнеса (от ухода за животными
до перетяжки теннисных ракеток), в торговле было обнаружено
еще 22 возможности (от организации оптовой торговли до производства
и продажи игрушек), в сфере увлечений - еще 10 (от астрологии
до выращивания японских бонсай), плюс возможности бизнеса
в сфере творчества (писательство, живопись, резьба), плюс
еще несколько десятков других предприятий от агентств по трудоустройству
до сдачи помещений в аренду. Так что, если сказать честно,
вопрос "Что можно делать?" - это не настоящая проблема,
проблема - только в правильном выборе и внутренней готовности
начать делать что-то.
Основная сложность для предпринимателей – не найти идею или
ресурсы, а найти своего клиента и организовать процесс взаимодействия
с ним. То есть сыграть другую по сути роль – роль «менеджера».
Менеджер
По мнению П.Друкера «менеджер – человек, обеспечивающий
лидерство, дающий направления, вырабатывающий и принимающий
решения».
Главная движущая сила менеджера – использование имеющихся
ресурсов. Он обязан выбирать критерии оценки деятельности
организации, налаживать систему планирования и контроля.
В осуществлении своего или чужого замысла менеджера характеризует
множество учитываемых мнений и факторов, стремление уменьшить
риск. Его восприятие эволюционно и ориентировано на длительную
перспективу.
При использовании ресурсов менеджер прежде всего заинтересован
в выполнении условий, поставленных собственниками бизнеса,
и в создании стабильной системы распределения ресурсов. Вообще,
универсальные схемы и процедуры истинный менеджер стремится
создать во всех сферах своей деятельности, не исключая и личную
жизнь J. «Менеджер - это тот, кто умеет организовать свою
работу так, чтобы она укладывалась в расписание "с 9
до 18"; он умеет поставить дело так, что оно не разваливается
с его уходом в отпуск и не останавливается с его отъездом
в важную командировку; он знает все, что ему необходимо знать,
и знает, у какого специалиста он может выяснить то, что ему
самому знать необязательно; он работает с организацией дела,
а не с самим делом.
Предприниматель работает в своем бизнесе, находится "внутри"
него: дело Предпринимателя неотрывно от него самого, оно гибнет,
начиная с того самого момента, когда Предприниматель по тем
или иным причинам прекращает им заниматься. Менеджер же начинает
работать над своим бизнесом и получает хороший результат,
когда бизнес начинает жить самостоятельной жизнью, может быть
легко отделен от него и передан другому менеджеру, например
- профессиональному Управляющему».
Для менеджера важен его статус и объем властных полномочий,
размер материального вознаграждения.
Часто встречающиеся ошибки менеджеров:
- стремление как можно быстрее подняться по служебной лестнице,
не связывая его с реально достигнутыми результатами;
- озабоченность символами своего положения, например размером
кабинета или моделью мобильного телефона;
- забота прежде всего о своих интересах, тогда как хороший
руководитель заботится и о своих людях;
- стремление к самоизоляции.
Если попытаться составить портрет идеального менеджера, получится
примерно следующее: внутренняя свобода, инициатива, рациональность
и критичность, логичность и целостность, открытость для информации,
динамичность, широкий кругозор, высокий профессионализм, способность
вызывать доверие и управлять вниманием людей, ориентация на
достижение целей.
Как и в случае с предпринимателями, идеальные менеджеры редки
в природе. Чаще всего во главе компаний стоят люди, сочетающие
в себе эти две ипостаси.
С уважением,
Светлана Белова
|