О КОМАНДАХ И КОМАНДИРАХ…
Группы или команды
Лидеры или руководители
Командовать или управлять
Группы или команды
С самого рождения мы вынуждены общаться с себе подобными.
Кому-то это нравится в большей степени, кому-то в меньшей.
Чаще всего нам не приходится выбирать ни родителей, ни одноклассников,
ни коллег. Тем ценнее случаи, когда появляется право выбора
друзей или подчиненных. Иногда компания людей, в которой мы
проводим время, состоит всего из 2-х человек, включая себя
любимого, некоторым приходится работать в зале, заполненном
доброй сотней коллег. Во многих группах все общение сводится
к «здравствуйте – до свидания», в избранных - доходит до интимных
исповедей.
Несколько человек, которые связаны чувствами товарищества,
симпатии, общим отношениям к ценностям, сходными чертами поведения
- это первичная группа, например «тусовка» сверстников. Но
группа по-настоящему не существует до тех пор, пока ее участники
не начнут чем-то совместно заниматься. Как только это происходит,
немедленно выделяются лидеры. Сами по себе возникают ритуалы
и правила, следование которым отличает членов группы («группировки»
) от нечленов. Упорядочиваются отношения между людьми и группа
становится достаточно устойчивой для того, чтобы продолжать
свое существование и понемногу развиваться.
На работе, в отличие от частной жизни, мы чаще сталкиваемся
с «коллективом» – группой людей, формально объединенных общими
целями. В коллективе формируются особые процедуры возложения
и принятия ответственности за результаты совместной деятельности.
Под вожделенной для многих руководителей «командой» обычно
понимается высшая форма развития коллектива. Предполагается,
что в команде люди искренне стремятся к достижению общей цели,
постоянно взаимодействуют и сами координируют свои усилия
на благо работодателя:
- Команда намеренно создается для решения определённых задач
и ее члены ориентированы для достижения конкретных целей.
- Команда независима от формальной структуры организации и
в ней отсутствует внутренняя формальная структура.
- Все участники мотивированы для присоединения к команде,
у них есть общее ощущение принадлежности к команде, они воспринимают
команду как союз для взаимодействия.
- Все действия членов команды согласованны, они плодотворно
работают, достигая соглашений и выявляя разногласия.
Описывать группы и команды имеет смысл только в отношении
к короткому отрезку времени. Это образования живые, растущие
и умирающие по своим законам. Они постоянно меняются и зачастую
не в ту сторону, то слишком быстро, то слишком медленно.
В процессе формирования и изменения за каждым участником группы
или команды закрепляется своя роль. Существует несколько классификаций
командных ролей, насчитывающих от 7 до 12 штук «амплуа». Самая
известная из них - «по Белбину». Остальные отличаются по смыслу
не намного.
Отдельные личности с исполняемыми ими ролями, безусловно,
важны, но главным фактором работоспособности команды является
система взаимодействий, сложившаяся в ней. Морально-психологический
климат, в основном, зависит от совместимости членов команды
между собой. Можно попытаться разделить взаимодействие людей
на три формы:
1. Профессиональная сфера - участники могут эффективно взаимодействовать
между собой по сугубо профессиональным и должностным вопросам,
но их «взгляды на жизнь» могут быть диаметрально противоположными,
а в личностной сфере они могут испытывать неприязнь друг к
другу.
2. Ценностно-мировоззренческая сфера - участники могут разделять
«взгляды на жизнь», но могут иметь плохие рабочие отношения,
связанные с завистью, соперничеством за должность и пр. В
таком случае их личностные отношения тоже не могут быть хорошими.
Представления людей о жизни, о добре и зле, справедливости
или несправедливости, жизненных ценностях редко осознаются
и тем более формулируются, но они могут играть огромную роль
в формировании межличностных отношений.
3. Сфера межличностных отношений - все члены коллектива связаны
друг с другом неформальными взаимоотношениями: кто-то с кем-то
дружит, а кто-то кого-то терпеть не может, кто-то кого-то
уважает, а другого презирает, а к кому-то третьему вообще
равнодушен. Люди могут даже дружить, но иметь плохие профессиональные
отношения. Это может быть вызвано разным уровнем знаний и
умений.
Не стоит забывать, зачем собственно создаются команды в организациях
– отнюдь не для того, чтобы весело проводить рабочее время.
Группа с низкой сплочённостью значительно безопасней в руках
менеджмента, а сильно сплочённая группировка вообще подобна
бомбе с часовым механизмом.
Практика показывает, что слитная, спаянная группа может иметь
как максимально возможную, так и самую низкую производительность.
Ключевым фактором, влияющим на работоспособность группы, является
лидерство.
Если руководитель хочет добиться ощутимых результатов, то
ему необходимо не только создать команду, но и обеспечить
её соответствующим лидером.
Лидеры или руководители
По интуитивному ощущению, лидер – это человек, который умеет
вести за собой людей и отвечать за людей. За лидером группой
признается право представлять ее интересы и распределять функции
между членами группы. Лидер выдвигается стихийно, может сам
устанавливать свои права и обязанности, а сфера его влияния
ограничивается конкретной группой.
Главный признак лидера - он знает и чувствует свой коллектив.
Для этого нужны некоторые врождённые личностные качества и
жизненный опыт.
Поскольку лидер полностью идентифицирует себя с коллективом,
ему гораздо проще и естественней даётся мотивация. Он способен
вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений
и команд.
Члены коллектива обычно знают функции лидера и не путают,
с каким вопросом и к кому нужно обращаться в ситуациях, когда
требуется внимание к чувствам человека и хочется «поплакать
в жилетку».
Менеджер – это специалист по управлению, то есть человек,
профессионально владеющий техникой управления. Он умеет решать
проблемы и отвечает за результаты деятельности, прежде всего
финансовые.
Главный критерий эффективной работы менеджера – это:
- Экономические показатели.
- Бесперебойное выполнение подразделением главных функций.
- Повышение производительности.
Слово "руководитель" происходит от слова "рука",
это означает «держать в руках»; контролировать, поддерживать
устойчивость предписываемых функций.
Считается, что главная способность руководителя — получать
результаты через других. Идеальный руководитель – это тот,
кто сумел совместить в себе менеджера и лидера.
Успешный руководитель должен обладать многими качествами и
навыками, набор которых индивидуален для каждой конкретной
организации.
Каждый руководитель имеет свой основной, преобладающий в его
действиях стиль управления. Можно найти множество тестов,
позволяющих определить свой стиль по различным классификациях,
например:
- «Ваш стиль руководства»
- «Подводная лодка»
- «Авторитетный комплекс»
Изменить свой стиль управления довольно сложно, однако руководитель
должен стараться владеть своим стилем управления как инструментом.
Командовать или управлять
К сожалению, слишком часто руководитель, менеджер и лидер
– не одно и то же. Если средством управления руководителя
является санкционированное право, то средством управления
лидера - его авторитет. Каждый из этих людей представляет
собой некоторую систему регуляции жизнедеятельности группы.
Одна система регуляции - руководитель. Другая система регуляции
— лидер. Если руководителю члены коллектива обязаны подчиняться,
то лидеру - чаще всего хотят подчиниться, хотя не обязаны.
В сложившихся группах, как правило, сосуществуют эти две системы
регуляции. Но они могут находиться в широком диапазоне взаимоотношений,
вплоть до разрушительного конфликта.
Руководители далеко не всегда выбирают оптимальную стратегию
взаимодействия с лидером. Они не прекращают попыток:
- игнорировать лидера;
- подавлять лидера;
- "прикрываться" лидером;
- состязаться с ним за авторитет.
Но получается так, что после каждого подобного шага авторитет
не снижается, а наоборот - резко укрепляется.
Чем активнее обе стороны обвиняют друг друга, тем хуже становится
среда их собственного существования. Иными словами, если не
будет группы, то не будет ни этого руководителя, ни тем более
этого лидера.
Поскольку руководителя назначили сверху, а лидер появляется
изнутри самого коллектива, их цели не всегда совпадают. Руководитель
ассоциирует себя с организацией, он в первую очередь озабочен
удовлетворением требований вышестоящего руководителя. Для
него, как для менеджера, коллектив это «персонал», то есть
один из многих ресурсов.
Однако, не завоевав доверие и авторитет коллектива, ему вряд
ли удастся эффективно руководить им, а значит и выполнять
своё предназначение.
Лидеру же важно не поддаться искушению личных амбиций и пользоваться
ситуацией для своего продвижения в руководители. У руководителя
административная власть, у лидера – власть влияния, авторитета,
уважения к его человеческим и профессиональным качествам.
Только путём сочетания двух форм власти можно добиться эффективного
руководства коллективом. В идеале либо руководитель становится
лидером, либо лидера назначают на должность руководителем.
Кроме разделения ролей руководителя на «менеджерские» и «лидерские»
существует еще много классификаций, например: «типология руководителей
по соционическим признакам» или «описание ролей менеджера
по Г.Минцбергу» .
В последней выделены:
- Межличностные роли (лицо организации, лидер, связующее звено).
- Информационные роли (Приемник информации, Распространитель
информации, Представитель).
- Управленческие роли (Предприниматель, Устранитель проблем,
Распределитель ресурсов, Ведущий переговоры).
Увы, среди множества ролей не существует универсального рецепта,
как стать даже не идеальным, а просто хорошим руководителем.
Я хотела бы выделить лишь несколько необходимых условий:
- Наличие здравого смысла.
- Реальные амбиции.
- Любовь к собственному делу.
- Постоянное развитие природного потенциала.
Многие настаивают еще и на харизме - врожденном обаянии и
умении вести за собой.
С уважением,
Светлана Белова
|