ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ ИЛИ ИСТОРИЯ О ТЕХ, КТО “ОТ БАБУШКИ УШЕЛ…”
Информационные войны
Можно ли получить то, что хочешь и не потерять,
что имеешь?
Эффективные методы борьбы с ветряными
мельницами
О бедненьком профи замолвите слово….
Информационные войны
Организация способна успешно развиваться и функционировать
только при наличии неких ресурсов:
- Капитал (Куда ж без него?).
- Материалы и технологии (То, что позволяет определить место
организации существующем бизнес-пространстве).
- Человеческие ресурсы.
- Информационные ресурсы.
Все очень взаимосвязано. Без наличия капитала не купишь “крутого”
специалиста, без “крутого” специалиста не обновишь технологии,
устаревшие технологии не позволят увеличить прибыли и обеспечить
выживаемость, а незнание законов (т.е. невладение информацией)
не освободит Вас от ответственности за что-нибудь содеянное
со всеми Вашими ресурсами.
Поговорим о взаимодействии двух последних ресурсов: человеческих
и информационных. Люди являются искателями, создателями, носителями,
хранителями, потребителями, распространителями информации.
Люди бьются за информацию. Информационные войны охватили всех,
кто хотел бы в сегодняшнем жестком, конкурентном мире идти
в первых рядах. Чем больше Вы владеете информацией, тем больше
Вы независимы, тем больше у Вас шансов оказывать влияние на
окружение и определять свои правила игры. Как писал Гете “Чего
вы не понимаете, то не принадлежит вам”. И был 1000 раз прав.
Но обстоятельства сегодняшнего дня складываются таким образом,
что часто то, что вы прекрасно знаете и понимаете, вдруг как-то
внезапно перестает Вам принадлежать. Например, в один прекрасный
день (а может не совсем прекрасный) Вы вдруг обнаруживаете,
что стали информационным банкротом.
Об этом много говорят и пишут. Существуют институты, организации
и ассоциации, работающие над проблемами защиты информации.
В основном, рассматривается техническая сторона проблемы.
Посмотрим на этическую сторону вопроса. Речь пойдет о миграции
персонала, а вместе с ним и об эмиграции информации, включающей
разработанные технологии, продукты, клиентские базы и т.п.,
то есть того, что Вы некогда считали ресурсом именно Вашей
организации. Вопрос очень сложный и больной.
На Руси говорят, что “рыба ищет, где глубже, а человек, где
лучше”. Специалист делает карьеру только тогда, когда он способен
перемещаться и обогащать свой опыт. А опыт, как известно,
есть источник мудрости. Правда, источником нашего опыта часто
бывает глупость. Но это уже другая история.
Можно ли получить то, что хочешь и не потерять, что имеешь?
Итак, Вы - работодатель. Вы прекрасно осознаете важность
привлечения в организацию профессионалов. Чем выше интеллектуальный
потенциал Вашего специалиста, тем дороже он обходится. Вы
доверительно обеспечиваете его важнейшей внутренней информацией,
Вы создаете условия для его развития и поддерживаете все его
начинания. Вы здраво рассуждаете, что, привлекая профи, вы
делаете хорошие инвестиции в развитие своей компании. Естественно,
хороший специалист в рамках политики компании, начинает продвигать
или создавать некий продукт. Давайте представим себя в 2-х
ситуациях, которые являются сторонами одной медали:
1 сторона
Продукт и информационная база уже были разработаны приглашенным
Вами специалистом (на базе Ваших конкурентов или при каких-либо
других обстоятельствах). Вы же, проявив смекалку и парочку
шпионских приемов, завербовали этого гения в свою организацию.
Теперь Вы не без основания полагаете, что имеете полное право
не только на готовый продукт, но и на владение всем информационным
материалом, хранящимся в “светлой” голове (и не только) Вашего
протеже. Возможно при таком раскладе, Вы выигрываете бой и
радостно констатируете: один – ноль в свою пользу. Возникает
вопрос, а выиграете ли Вы все сражение? Ведь если Ваше “смертельное
оружие” и от дедушки ушло, и от бабушки ушло, то и от Вас
подавно может уйти.
2 сторона
Продукт и информационная база разрабатываются Вами с нуля.
Предположим, как вариант, Вы берете молодого специалиста:
перспективного, амбициозного, без опыта работы, но с наполеоновскими
задатками, притом готового на первых порах работать за идею.
Вы начинаете его растить и лелеять. База его знаний богатеет
и крепнет за Ваш счет. Вы с умилением украдкой посматриваете
на творение рук своих и тешите себя радужными перспективами.
И вдруг наступает час истины, а Вы узнаете, что тот, в кого
было столько вложено, кто считался сильной стороной Вашей
компании, кто был генератором идей, - покидает стены родной
компании.
В лучшем случае он отправляется осваивать новые территории
и рубежи своих жизненных свершений, а в худшем – Ваш питомец
направляется в лагерь ваших конкурентов. Понятно, что свято
место пусто не бывает. Да и формально Вам оставили весь Ваш
информационный ресурс: файлы, папки, массив документов с описанием
технологий, разработки. Кража информации тем и отличается
от кражи материальных ценностей, что потерпевшему остается
ее копия.
Но это не очень утешает. Мало того, что не стало идейно -
информационного носителя, так ведь еще и часть постоянных
клиентов почему-то вдруг перестали подавать о себе знать.
Дополнительно гложет червь сомнений, не произошла ли утечка
важнейшей стратегической информации? “Во дни сомнений, во
дни тягостных раздумий” единственной поддержкой и опорой может
стать великий и могучий русский язык. Вы экспрессивно выскажете
все, что думаете о случившемся, решительно заявите, что впредь
не будете наступать на эти грабли, и, скорее всего, снова
на них наступите, столкнувшись с оборотной стороной вышеупомянутой
медали. Люди есть люди!
Ваши рассуждения по этичности данных ситуаций жду на e-mail:
soubbotina@ftk.ru
Эффективные методы борьбы с ветряными мельницами
Береженого бог бережет
Почему с ветряными мельницами? Потому что усилий много, а
оценить, откуда исходит угроза, сложно. Существуют ли какие-либо
конкретные рекомендации и методы борьбы с утечкой информации?
Попробуем сформулировать некоторые моменты, которые можно
использовать в борьбе с информационной чумой нового тысячелетия.
Естественно, речь не идет о криминальных разборках. Продумаем
цивилизованную тактику и стратегию. Например, японцы, эту
проблему решили, создав и пропагандируя философию пожизненного
найма.
Кстати, очень надеюсь, что Вы также сможете предложить свои
варианты решения проблемы на e-mail: soubbotina@ftk.ru.
Итак:
1. Старайтесь документально оформлять информацию. Создали
продукт (в том числе интеллектуальный) – зафиксируйте его,
завизируйте кем только можно и наложите возможные ограничения
с указанием сроков и ответственных лиц.
Существует Федеральный Закон о защите информации от 20 февраля
1995 года. Там даны определения рассматриваемых нами понятий:
«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы
документов, документы и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других
информационных системах)»
Статья 21 гласит: “Защите подлежит любая документированная
информации, неправомерное обращение с которой может нанести
ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу”.
Таким образом, если уж очень захотеть, то только имея задокументированный
материал, вы сможете привлечь нарушителя спокойствия к ответственности
и доказать принадлежность Информационного ресурса Вам или
Вашей организации.
2. Составьте должностные инструкции. Заключите договора-обязательства
со всеми Вашими сотрудниками, имеющими доступ к любой стратегически
важной информации. Четко пропишите ответственность лица за
несоблюдение постулатов.
3. Продумайте систему мотивации. Притом гибкую и трансформирующую.
Не останавливайтесь на достигнутом. Люди меняются. И те потребности,
которые для них были важны сегодня, завтра могут не сработать.
Лучше маленькие непредсказуемые радости, чем что-то большое,
далекое и туманное, хотя вами обещаемое.
4. Ротация персонала. Подумайте о карьере своих специалистов
и спланируйте их перемещения. Позвольте им осваивать новые
территории, не выходя за пределы вашей организации.
5. Ваши варианты: ……………….
О бедненьком профи замолвите слово….
Теперь очередной парадокс. Давайте влезем в шкуру специалиста
- интеллектуала. Ведь именно он когда-то заканчивал институты/университеты,
питался в студенческих столовках, защищал докторские, скупал
тоннами литературу, ночами сидел над поставленными задачами,
разрабатывал ноу-хау в ущерб своим личным отношениям и т.д.
И вдруг, кто-то покушается на его интеллектуальную собственность.
Да еще ставит условия, когда надо пользоваться имеющимися
у него знаниями, умениями, навыками, а когда под суд!!! Где
же свобода выбора?
С уважением,
Марина Субботина
|