О МАРКЕТИНГЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ…
Государство, компания, работник, агенство
Товар – деньги – товар
Спрос
Предложение
Регулировщики
Вопросы «на засыпку»
Государство, компания, работник, агенство
Давно известно, что человеческие ресурсы – важнейший фактор
экономики. «Кадры решают все» … «рано или поздно, так или
иначе». Причем, чаще решают «поздно и иначе», чем «рано и
так» .
Состояние рынка рабочей силы является предметом заботы государства:
в целом, в отдельных регионах, в конкретном городе или районе.
В принципе, соответствующие органы неплохо знают ситуацию
со своими человеческими ресурсами и их занятостью, но повлиять
на рынок могут далеко не всегда.
Рынок труда волнует руководство компаний. Они формулируют
свои требования и оценивают кандидатов. Менеджеры по персоналу
ведут мониторинг среднего уровня оплаты труда и систем мотивации
персонала для поддержания конкурентоспособности.
Каждый действующий или потенциальный работник соотносит свои
возможности со спросом на человеческие ресурсы. Успех зависит
главным образом от того, насколько людям удается адаптироваться
к состоянию рынка и выгодно преподнести себя как личность.
И, наконец, в гуще событий живут и работают кадровые агенства.
Кроме посреднических функций, многие из них собирают и систематизируют
информацию. В Интернете можно найти некоторые данные в открытом
доступе, например динамику количества предлагаемых вакансий
за прошлые годы.
Товар – деньги – товар
При всей уникальности человеческих ресурсов с точки зрения
их одушевленности, разумности и чувства собственного достоинства,
и макро- и микроэкономика рассматривают их как товар – «рабочую
силу». С недавних пор, часть сотрудников рассматривают и как
«носителей интеллектуального капитала компании», но механизм
оценки этого капитала еще несовершенен. Постепенно смягчаются
или стыдливо прикрываются денежные отношения работодателей
и наемных работников – терминология прогрессирует от «жалования»,
«окладов» и «зарплаты» к «компенсации потраченных на благо
компании усилий, энергии, времени, здоровья и энтузиазма».
Каковы бы не были отношения в деликатной (с этической точки
зрения) сфере наемного труда, все классические определения
маркетинга можно примерить и к рынку человеческих ресурсов.
«Деятельность по организации сбыта товаров и услуг» - пожалуйста,
этим занимается каждый человек трудоспособного возраста, имеющий
желание работать и не имеющий возможности не работать . «Процесс
определения оптимальной стратегии действий» - касается всех
участников рынка. «Способ построения отношений с клиентами
и потребителями» - относится к работникам и агенствам, а также
с некоторой натяжкой к государству.
Философия маркетингового подхода начинает влиять на все привычные
операции компаний с персоналом: поиск, отбор, мотивацию и
развитие.
Маркетинговая политика в области человеческих ресурсов в чем-то
даже более передовая, чем в продвижении товаров. Она первой
начинает сдвигаться от сугубо экономических факторов (выявление
свободных рыночных ниш, анализ емкости рынка, определение
ценовой политики и пр.) к факторам социального и психологического
порядка (потребности, желания, удовлетворенность клиента,
характер построения отношений, сервис и т.д.).
Спрос
Рынок с маркетинговой точки зрения представляет собой поле
потребностей. Покупатель товара или услуги - центральная фигура
в маркетинге. Главная проблема рыночных отношений в этом смысле
- ограниченность потенциального спроса потребителя, который
не может приобрести все предлагаемые ему товары и услуги и
который поэтому должен делать выбор в пользу одних и отвергать
другие.
Именно поэтому маркетинговые стратегии строятся не на основе
возможностей имеющихся ресурсов, а на программах анализа существующего
или зарождающегося спроса и мониторинга тенденций его изменений.
Суммируя данные, приведенные в исследованиях наиболее популярных
на рынке труда периодических изданий: "Ведомости",
"Exclusive Personnel", "Карьера", "Работа
для Вас", "Сareer Forum" и "Управление
персоналом", можно выделить с некоторыми различиями «горячую
десятку» позиций по спросу:
1. Чаще всего сегодня компании ищут специалистов по продажам.
Понятие это достаточно широкое, что касается требований к
специалистам по продажам, то от кандидатов требуют определенные
личностные качества: быть коммуникабельным, агрессивным, целеустремленным.
2. Второе место по востребованности занимают специалисты в
области IT: программисты, сетевые администраторы и т.д. Основное
требование - такие специалисты должны постоянно повышать свой
профессиональный уровень в погоне за прогрессом.
3. На третьем месте бухгалтеры. От соискателей требуется высшее
бухгалтерское образование, знание бухгалтерских компьютерных
программ, налогообложения.
4. Четвертое место занимают маркетологи. Соискатель должен
иметь высшее маркетинговое образование и опыт работы в маркетинге,
желательно в иностранной фирме.
5. Пятое место – за специалистами по финансам и инвестициям.
Они должны иметь высшее экономическое или финансовое образование.
Не лишним будет и диплом какого-нибудь зарубежного университета.
6. Шестое место в рейтинге специалистов занимают секретари
и помощники руководителей. Мало иметь привлекательную внешность
и уметь заваривать кофе. Требования гораздо выше: высшее образование,
иностранный язык, отличное знание компьютера, умение планировать
рабочий день руководителя, вести деловую переписку и т.д.
7. Руководители на седьмом месте. Претендовать на эту должность
может только кандидат с опытом работы в управленческой должности,
высшим образованием и степенью МВА (мастер делового администрирования)
8. Так как сегодня производство на подъеме, на восьмом месте
- инженеры. Кандидаты на эту должность обязательно должны
иметь образование по профилю и опыт работы. Как ни странно,
по этой позиции спрос пока даже превышает предложение. За
10 лет люди успели прочно забыть свою первую специальность.
9. На девятом месте - логистики. Требования к соискателям:
свободное владение английским, знание технологий и стандартных
условий поставок всеми видами транспорта, знание документации,
наличие связей на таможне.
10. Замыкают десятку самых востребованных профессий юристы.
Главное требование – опыт работы.
Предложение
Товар становится таковым лишь постольку, поскольку он обладает
потребительскими свойствами, необходимыми определенному кругу
потенциальных покупателей. На привлекательность традиционного
товара оказывает влияние целый ряд факторов: его цена, качество,
возможность выбора и сопоставления с другими товарами, сопутствующая
реклама, мода и престижность, упаковка, имидж фирмы-производителя,
наличие гарантий и послепродажного сервиса, сезон предложения
и пр.
Весь этот арсенал, даже включая внимание к «упаковке» используют
агенства и кандидаты на работу. Но часто невпопад J.
«Кому адресованы мои услуги», «зачем я им нужен», «что я могу
предложить компаниям», «как я буду продвигать свою персону
на рынке» - подобные вопросы задает каждый ищущий работу.
В противоречие чисто рыночному подходу здесь вступает основная
особенность рынка – в конечном итоге, люди стремятся не просто
продать свои услуги, а реализовать свои потребности, и не
только материальные, но и относящиеся к содержанию самой работы.
В №2 журнала «Управление персоналом» анализируются модные
в настоящее время профессии. Это понятие больше относится
к начинающим специалистам. Выбирая сегодня будущую профессию
или программу профессиональной переподготовки, Вы должны быть
уверены, что завтра будете интересны работодателям.
Лет 20 назад государственная политика индустриализации определила
популярность профессии инженера. С 90-х годов практически
любой ВУЗ создал у себя факультет экономики. Сегодня многие
отмечают перепроизводство юристов.
Сейчас самая «модная» специальность - маркетинг. Наиболее
популярная позиция – бренд-менеджер. Как правило, любая компания,
продвигающая определенный товар на рынке, стремится иметь
менеджера по продвижению продукта. Но проблема состоит в том,
что теоретической подготовки для такой должности явно недостаточно.
Компании справедливо интересуются, какие торговые марки уже
вывел на рынок кандидат. Новоиспеченные специалисты попадают
в замкнутый круг «нет опыта – нет работы – нет опыта».
Препятствие «нет опыта» останавливает теоретически продуманную
карьеру не только бренд-менеджеров. Прежде всего, амбиции
кандидатов должны быть реальными и взвешенными.
Завышенные ценовые ожидания даже при действительно высоком
качестве «товара», блестящих способностях и глубоких знаниях,
увы, затягивают время поиска работы и тем самым усугубляют
положение. Нельзя позволять себе перерыва в резюме более полугода!
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», помощи со
стороны ждать особенно не приходится .
Регулировщики
Идеальное сочетание спроса и предложения на рынке труда практически
невозможно. Теоретически обоснован некоторый процент безработицы,
который не может быть снижен с помощью рыночных механизмов
государству остается попытаться достичь этого минимума и социально
поддерживать тех, кто остался за бортом. В нашей стране существует
дополнительная трудность – большая часть фактически безработных
продолжает числиться на умирающих заводах.
Реально для улучшения ситуации можно:
- Создать условия для развития инфраструктуры рынка – продумать
нормативную базу деятельности государственных и частных агенств
занятости.
- Поддерживать систему переподготовки, учебные заведения,
вводящие актуальные программы.
- Помогать предпринимательской активности людей, упрощать
условия жизни малых и семейных предприятий.
- Поощрять льготами компании, создающие рабочие места.
Помощь «утопающим» особенно необходима в регионах, зависимых
от одного градообразующего предприятия, находящегося нередко
на грани банкротства. Особенно, если по природным условиям
самозанятость людей в сельском хозяйстве невозможна.
Здесь явно недостаточно психологической или информационной
поддержки, требуется либо создание конкурентоспособных предприятий,
либо вывод людей с этого рынка и оказание им финансовой помощи.
И в том и в другом случае, вопрос выходит за рамки рынка только
человеческих ресурсов.
Вопросы «на засыпку»
Традиционные вопросы, на которые отвечают маркетинговые исследования,
надеюсь, смогут помочь и участникам рынка труда:
- Какова емкость рынка труда для данного вида услуг/работ
(профессии, позиции и т.п.)?
- Какие можно выделить категории работодателей и как можно
структурировать предложение со стороны соискателей?
- Что побуждает компанию принять на работу того или иного
человека? Что препятствует решению о найме? Как ранжируются
конкурентные преимущества кандидата?
- Что побуждает человека претендовать на работу в этой компании?
Что препятствует его решению о найме? Какова степень важности
для работников обладания каким-либо предлагаемым компанией
благом?
- Как могут измениться требования компании/ запросы работника
со временем?
- Соответствуют ли Ваши представления мнению профессиональных
посредников?
С уважением,
Светлана Белова
|